Мир вокруг нас

 

 титульный лист Мир вокруг нас

Пояснительная записка

 

Рабочая программа кружка составлена в соответствии:

— с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.9 ст.2, п.1 ст.48;

— с требованиями ФГОС ООО ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, приказ Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897 с учётом внесённых изменений методических рекомендаций);

— с   приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
— с приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— с концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
— С письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
— основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Челутайская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с федеральным базисным учебным планом, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся основной школы.

 

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа  имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с  современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

  1. Цели и задачи программы:

Цель кружка «Мир вокруг нас» — воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования  ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок,  водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Актуальность и новизна. Данный курс  вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся 2 раза в  неделю по 45 минут. Срок реализации программы — 2 года.

Занятие по теме состоит из двух частей:

  1. теоретической — знакомство с отдельным представителем флоры или фауны России.
  2. практической — выполнение изученного объекта различными средствами в выбранной технике декоративно — прикладного искусства.

Состав групп постоянный, количество учащихся –15 человек.

Основные принципы организации  деятельности учащихся:

  • Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
  • Принцип научной организации
  • Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
  • Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
  • Принцип целостности
  • Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
  • Принцип личностно-деятельностного подхода
  • Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
  • Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
  • Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
  • Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
  • Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
  • Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.

Принципы отбора содержания.

  1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
  2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
  3. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
  4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
  5. Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

 

Содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Вводное занятие

Окружающий  нас  мир, Знакомство с миром природы.

Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.

Окружающий нас мир

Природа вокруг нас 1

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.

 Практическая работа:

Экскурсия в природу. Составление таблицы  «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.

Животные вокруг нас

Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?

Практическая работа:

Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.

Растения вокруг нас

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений?  Выясняем, что такое экология.

Практическая работа:

Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений  по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.

Итоговая работа по курсу(4)

Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки  Г.К.Андерсена «Ель».

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета.

 Планета Земля(27)

Наша земля на глобусе и карте

Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте.

Практическая работа:

Игра с макетом Земли – глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы.

Формы поверхности земли и родного края.

Основные формы поверхности Земли. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края.

Практическая работа:

Поделка из пластилина ( ГОРЫ, ВУЛКАНЫ).  Выставка рисунков  на тему «Рельеф – лицо Земли».

Водоёмы

Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Признаки реки и озера. Разнообразие водоёмов. Водоёмы нашего края. Загрязнения природной воды и последствия такого загрязнения.

Практическая работа:

Экскурсия к реке. Фотогазета «Берег реки Челутайка». Коллективная работа по составлению правил  сохранения водоёмов. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе.

Заочное путешествие по родной стране

Главный город страны – Москва. Чита – столица Забайкальского края.

Практическая работа:

Экскурсия по городу Чита. Обмен мнениями об экскурсии с одноклассниками

Обсуждаем примеры  экологических катастроф

Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Практическая работа:

Мастерим поделки из бросового мусора.

Поддержание порядка на нашей планете.

 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.

Практическая работа:

Работа с «Красной» книгой России и Забайкальского края. Выпуск журнала «Редкие животные нашего края». Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.

Изучаем способы охраны природы

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.

Практическая работа:

Экскурсия в Кавказский биосферный  заповедник.

Открываем жизнь в почве

Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

Практическая работа:

Работа со справочной литературой. Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие.

Практическая работа:

Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками.

Итоговая работа по курсу(2ч)

Участие в научно-практической конференции школьников.

Человек и его место на Земле

Изучаем экологические связи в живой природе

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о

пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

Практическая работа:

Составление пищевых цепей, экологических пирамид. Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных).

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.

Практическая работа:

Экскурсия в ботанический сад г. Краснодара. Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению, упаковка лекарственного сырья для хранения.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

Влияние природы на человека и человека на природу. Как  отрицательное воздействие на природу влияет  на здоровье человека. Охрана воздуха. Охрана воды. Охрана почв.

Практическая работа:

Экскурсия вдоль дороги  и в парковой зоне с целью выявления влияния человека на воздух. Посадка комнатных растений.

Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.

Загрязнение черноморского побережья, опустынивание плодородных земель, загрязнение реки Протоки.

Практическая работа:

Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. Мастерим скворечники. Уборка школьной территории от мусора.  Посадка деревьев на пришкольном участке.

Итоговая работа по курсу(4ч)

Подготовка устного журнала «Юный эколог». Выставка поделок. Участие в научно-практической конференции.

 

  1. Предполагаемые  результаты.

                                       Уровни результатов внеурочной деятельности

Классификация результатов внеурочной деятельности

 

Содержание Способ достижения Возможные формы деятельности
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта Беседа
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) Дебаты, тематический диспут
Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

 

                                                                        Личностные результаты:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопре­деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежнос­ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз­нообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно­ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представле­ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.

 

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выпол­нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 

Предметными результаты:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из­ученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по­лучения дальнейшего образования в области естественно-на­учных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать ин­формацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружаю­щего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элемен­тарными правилами нравственного поведения в мире приро­ды и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и ис­торико-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и куль­туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

 

 

Тематическое планирование для 1(первого) года

п\п

  Содержание

(разделы,  темы)

Кол-во   часов Оборудование  
 
Аудит Внеауд. Всего  
Вводные  занятия   1     2 3      
1. Знакомство  с  миром  природы. 1          
2. Экскурсия  в  парк.   1        
3. Конкурс  рисунков  «Природа  моего  села».       Альбом,  краски,  карандаши.    
Окружающий  нас  мир 10 16 26      
  Природа  вокруг  нас 1 3 4      
4. Живая  и  неживая  приро-

да.

1   1 ИКТ    
5. Экскурсия  в  природу.   1 1      
6. Составление таблицы «жи

вая  и неживая  природа».

  1 1 Альбом, карандаш,  линейка.    
7. Изготовление  природного  лото.   1 1 Картинки  живот-

ных  и  растений.

   
  Животные  вокруг нас       5      6 11      
8. Кто  такие  насекомые? 1   1      
9. Коллективная  работа  «Насекомые  на лугу».   2 1 Цветная  бума-

га,  клей, нож

ницы.

   
10. Кто  такие  рыбы? 1   1 Таблица.    
11. Кто  такие  птицы? 1   1 Таблица.    
12. Обсуждение  произведе-

ния Бианки  «Чей  нос луч

ше?»

  1 1 Книги  о  природе.    
13. Кто  такие  звери? 1   1 ИКТ    
14. Обсуждение  произведе-

ния

Г. Снегирева «Арал».

  1 1      
15. Что  такое  зоопарк? 1   1 ИКТ    
16. Посещение  зоопарка.   1 1      
17. Посещение  станции  Юннатов.   1 1      
18. Конкурс  рисунков  о  животных.   1 1 Альбом,  краски.    
  Растения  вокруг  нас 4 7 11      
19. Учимся  распознавать  растения  ближайшего  природного  окружения (кустарники,  деревья,  травы). 1   1 Плакаты.    
20. Что  это  за  листья?  Что  такое  хвоинки? 1   1 Гербарий.  
21. Изготовление  гербария  из  природного  материала.   1 1 Сухие  листья,  клей,  бумага.  
22. Экскурсия  по  школьному  двору  сбор  листьев  разных  деревьев.   1 1    
23. Изготовление  апплика-

ции  из  листьев.

  1 1 Листья,  клей.  
24. Что  общего  у  разных  растений? 1   1 ИКТ  
25. Практические  работы  по  распознанию  встречаю-

щихся  в  данной  мест-

ности  растений  по  герба

риям.

  1 1 Гербарий.  
26. Работа  в  парах  и  группах  «Сложи  из  частей  растение».   1 1 Наглядное  пособие.  
27. Изготовление  макета  корня.   1 1 Альбом,  цветные  карандаши.  
28. Посадка  комнатных  растений.   1 1 Саженцы  цветов,  почва.  
29. Выясняем,  что  такое  экология. 1     1 ИКТ  
30. Растения  родного

города.

1   1    
31. Животные  рядом  со

мной.

1   1    
32. Посещение  краеведческого  музея.   1 1    
33. Подготовка  выставки  поделок  из  природного  материала.   1 1        Природный       материал.  
             
Итоговая  работа за полугодие 2 2 4    
           
 

 

 

Планета  Земля 13 14 27  
  Наша  земля  на  глобусе  и  карте      1      2   3  
34 Изображение  земли  на  глобусе  и  карте. 1      
35 Составление  плана  местности.   1    
36 Изображение  Земли  в  рисунках

детей.

  1    
  Формы  поверхности  земли  и

 земли родного  края

4 4 8  
37 Основные  формы  поверхности

Земли.

1      
38 Горы,  равнины, низменности,  возвышенности  нашего  края. 1      
39 Формы  поверхности  земли  нашей  местности. 1      
4041 Поделки  из  пластилина (ГОРЫ,  ВУЛКАНЫ).   2    
42 Выставка  рисунков  на  тему

«Рельеф-лицо  Земли».

  1    
43 Экскурсия  по  территории   нашей  местности.   1    
44 Экскурсия  по  территории   нашей  местности.   1    
45 Форма  поверхности  земли.  Закрепление. 1      
  Водоемы       4       4     8  
46 Куда  текут  реки? 1      
47 Изучаем  водоемы  нашей  мест

ности.

1      
48 Фотогазета  «Берег  реки  Челутайка»   2    
49 Изготовление  макета  реки.   1    
50 Изготовление  макета  реки.  Продолжение  работы.   1    
51 Составление  кроссвордов  на

тему: «Водоемы  Забайкальского

края»

  2    
52 Откуда  в  наш  дом  приходит

вода  и  куда  она  уходит?

1      
53 Обитатели  водоемов. 1      
  Заочное  путешествие  по

 родной  стране.

2 2 4  
54 Просмотр  фильма  «Чита- столица Забайкальского края». 1      
55 Ресурсы  нашей  страны. 1      
56 Экскурсия  в  краеведческий  музей.   1    
  Обсуждаем  примеры  экологичес-

ких  катастроф.

2 2 4  
57 Экскурсия  на  берег  реки  Челутайка   2    
58 Мастерим  поделки  из  бросового  мусора.   1    
59 Просмотр  фильма  «Экологические  катастрофы» 1      
60 Беседа  по  пройденному  материалу,  подведение  итогов,  выводы 1      
  Итоговая  работа  конкурс 2 4 6  
        Конкурс рисунков     1  
61 Учимся  писать  реферат   1    
62 Обсуждаем,  делаем  выводы.  Беседа  по  пройденному  материалу 1      
63 Конкурсы,  ребусы,  загадки.   1    
64 Тестирование  по  пройденному  материалу.   1    
65 Подведение  итогов,  задание  на  летние  каникулы. 1      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 2 год

Содержание  (Темы) Кол-во  часов \Оборудование
Аудит. Внеауд. Всего
Вводные занятия 1 2 3  
1. Знакомство  с  природой  нашего  села. 1   1  
2. Экскурсия  по  селу.   1 1  
3. Выпуск  газеты  «Экологический  вестник».   1 1  
Поддержание  порядка  на  нашей  планете 11 16 27  
  Знакомство  с  живыми  существами, которым  угрожает  исчезновение.      2     4 6  
4. Животные,  занесенные   в Красную книгу. 1   1  
5. Знакомство  с животными,  занесенными  в  «Красную»  книгу  Забайкальского  края. 1   1  
6. Посещение  школьной  библиотеки.   1 1  
7. Работа  с  «Красной книгой» Забкрая.   1 1  
 

 

Посещение  станции  юннатов.   1 1  
9. Посещение  станции  юннатов.   1 1  
  Изучаем  способы охраны  природы. 2 3 5  
10. Природа  и  мы.  Охраняемые  природные  территории. 1   1  
11. Как  вести  себя  в  при

роде.

1   1  
12. Уборка  двора  школы.   1 1  
13. Уборка  берега  реки  Протоки.   1 1  
14. Уборка  берега  реки  Протоки.  Продолжение  работы.   1 1  
  Открываем  жизнь  в  почве. 2 4 6  
15. Экосистема  почвы. 1   1  
16. Разнообразие  живых  обитателей  почвы. 1   1  
17. Игра – конференция «Будь  природе другом».   1 1  
18. Приготовление  почвы  для  посадки  цветов.   1 1  
19. Посадка  комнатных  растений.   1 1  
20. Составление  кросссворда на тему:«Почва»   1 1  
  Пополняем  наши  знания  о  разнообразии  живой  природы. 5 5 10  
21. Богатство  природы.  Многообразие  растений. 1   1  
22. Как  человек  использует  богатство природы. 1   1  
23. Культурные  растения. 1   1  
24. Изготовление  гербария.   1 1  
25. Экскурсия  в  музей  природы.   1 1  
26. Экскурсия  в  музей  природы.   1 1  
27. Экскурсия  в  музей  природы.   1 1  
28. Конкурс  рисунков.   1 1  
29. Домашние  животные — помощники  человека. 1   1  
30. Человек  и  природа. 1   1  
Итоговая  работа  за полугодие 1 3 4  
31 Человек-часть живой природы. 1   1  
32 Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. 1   1  
33 Составление режима дня.   1 1  
Человек и его место на Земле 10 17 27  
Изучаем экологические связи в живой природе 3 5 8  
34 Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи»,«косвенные связи» 1      
35 Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пище-

вой сети и экологи-

ческой пирамиде для охраны природы.

1      
36 Составление пищевых цепей   1    
37 Составление пищевых цепей, экологических пирамид.   1    
38 Защитные приспособления у растений и животных как проявление  тесной связи организмов с окружающей их средой. 1      
39 Проектная работа.

Работа со справочной литературой (защитные приспособления

у растений и животных).

  1    
40 Проектная работа.

Защитные приспособления у растений и животных.

  1    
41 Проектная работа.

Защитные приспособления у растений и животных.

  1    
Знакомство с охраняемыми растениями и животными. 3 5 8  
42 Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. 1      
43 Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи.

 

  1    
44 Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению   1    
45 Упаковка лекарственного сырья для хранения.   1    
46 Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. 1      
47 Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам. 1      
48 Экскурсия в виртуальный ботанический сад

 

  1    
49 Экскурсия в виртуальный ботанический сад   1    
Выявляем связь между состоянием  природы и здоровьем человека. 2 3 5  
50 Влияние природы на человека и человека на природу. Как отрицательное воздействие на природу влияет  на здоровье человека. 1      
51 Экскурсия вдоль дороги  с целью выявления влияния человека на воздух.   1    
52 Экскурсия в парковую зону с целью выявления влияния человека на воздух.   1    
53 Охрана воздуха. Охра-

на воды. Охрана почв.

1      
54 Посадка комнатных растений.

 

  1    
Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани. 2 4 6  
55 Загрязнение черноморского побережья, опустынивание  плодородных   земель. 1      
56 Трансляция знаний через выпуск экологических листовок.   1    
57 Загрязнение реки Протоки. 1      
58 Мастерим  скворечники.   1    
59 Уборка школьной территории от мусора.   1    
60 Посадка деревьев на пришкольном участке.   1    
Итоговая работа по курсу. 1 3 4  
61 Подготовка устного журнала «Юный эколог». 1      
62 Выставка поделок.   1    
63 Участие в научно-практической  конференции.   2    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Использованная литература

 

  • Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира» — Самара: Корпорация «Федоров»
  • Г.В. Трафимова «Тайны далёкие и близкие» — Самара: Корпорация «Федоров»
  • Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»
  • Мультимедийный учебник «Мир природы»
  • Диски: «Космос»
    • «Удивительные растения»
    • «Твои весёлые друзья – зверята»
  • А.П.Муранов«В мире необычных и грозных явлений природы». – М. 1987.
  • Д.Аттенборо«В мире животных». – М. 1980.
  • Т.И.Жукова «Часы занимательной зоологии». – М. 1983.
  • О.Кургузов «По следам почемучки». – М. 1997.
  • С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». – М.
  • Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007.
  • Универсальный Атлас Мира. – М. 2008.

 

Описание материально-технического обеспечения  программы

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. Количество.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1.

2

 

3

4

5

 

Головкин Б . Н.  О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .

Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .

Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .

Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .

Плешаков А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997.

 

Программа факультативного курса «Окружающий мир»,2007г.

Д

Д

 

Д

Д

Д

 

Д

Печатные пособия.
1. Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка. Д
2.

3.

4.

Толковые словари..

Репродукции картин.

Справочная литература

Ф

Д

Д/К

Технические средства обучения.
1

 

2

 

3

4

5

6

7

 

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Видеомагнитофон/видеоплеер (по возмож­ности).

Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор.

Мультимедийный проектор .

Компьютер.

Экспозиционный экран

 

Д

 

Д

 

Д

Д

Д

Д

Д

 

Экранно-звуковые пособия.
1

 

2

 

3

Аудиозаписи художественного исполнения из­учаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения .

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .

Д

 

Д

 

Д

Игры и игрушки.
1 Настольные развивающие игры, лото, викторины. Ф
Оборудование класса.
1

 

2

3

 

Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

 

К

 

Д

Д

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список членов кружка « Мир вокруг нас»

на 2021-2022 уч.год

 

 

 

Адрес публикации:https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/264048-rabochaja-programma-kruzhka-mir-vokrug-nas